Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Китай продлил налоговые льготы на покупку «розеточных» автомобилей до 2027 года

Китай продлил налоговые льготы на покупку «розеточных» автомобилей до 2027 года

Власти Китая давно порываются прекратить поддержку «зелёного» сектора автопрома, но из-за неравномерного развития этого сектора и общего дисбаланса экономики страны принято решение о продлении налоговых льгот на покупку NEV-автомобилей.

Китай сегодня — крупнейший в мире производитель и потребитель электромобилей, такого положения стана добилась с помощью комплексной программы поддержки развития «зелёного» сектора автопрома, к которому относятся так называемые NEV-автомобили. Аббревиатура NEV расшифровывается как New Energy Vehicle, она объединяет электромобили, plug-in гибриды и водородные автомобили.

С начала прошлого десятилетия, как сообщает агентство Синьхуа, китайское правительство внедрило более 70 мер поддержки развития сектора NEV-автомобилей, наиболее важные для конечного потребителя — это субсидии и налоговые льготы (не нужно платить 10-процентный налог с продаж) на покупку NEV-автомобилей. Субсидии были отменены в конце прошлого года, а вот налоговые льготы, действующие с 2014 года, пока остаются. Власти Китая продлевали их уже трижды, в 2017, 2020 и 2022 годах.

В четвёртый раз налоговые льготы решено продлить аж до 2027 года, но с оговорками. До 2025 года включительно от налога освобождаются NEV-автомобили ценой до 300 000 юаней (3,5 млн рублей в переводе по текущему курсу), в период с 2026 по 2027 год ценовой порог для получения льготы будет снижен вдвое, до 150 000 юаней (1,75 млн рублей).

Правительство КНР объясняет продление льгот неравномерностью распространения NEV-автомобилей по стране: в северо-восточных и северо-западных областях с их аграрным уклоном доля электромобилей и plug-in гибридов в структуре продаж новых автомобилей составляет около 4%, тогда как в целом по стране она приблизилась к 40%, доля электромобилей на конец мая составила 27,7%.

Самым популярным электромобилем в Китае по итогам первых пяти месяцев этого года, по данным CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей), стал кроссовер Tesla Model Y китайской сборки — продано 31 054 шт. (+20,5% по сравнению с январём-маем 2022 года), на втором месте — хэтчбек BYD Dolphin (126 993 шт., + 163,8%), на третьем — кроссовер BYD Yuan Plus (117 531 шт., +208.1%).

Любопытно, что интерес китайцев к недорогим городским электромобилям снижается: прошлогодний лидер EV-сегмента Wuling Hongguang MINI EV (на заглавном фото) в январе-мае 2023 года разошёлся тиражом 108 274 шт. (-35.5%).

Добавим, что в целом экономика Китая сегодня устроена таким образом, что не может расти без постоянного (в основном денежного) стимулирования со стороны правительства, что приводит к росту госдолга и прочим негативным последствиям. Многие эксперты сходятся во мнении, что китайская экономика чрезмерно зависит от государственного регулирования, и рано или поздно это выльется в большой системный кризис.

Очаги этого кризиса видны в том числе в автопроме, в частности на примере компании NEVS и владеющего ей холдинга Evergrande Group с его астрономическими долгами, который китайские власти всё никак не решаются обанкротить и, по сути, тащат на себе бомбу замедленного действия. Стараниями правительства были спасены компании Lifan (ныне Livan) и Zotye, но получается, что плохой бизнес продолжает жить за счёт государства, вместо естественной конкуренции выходит ручное управление и накопление ошибок, административный аппарат постепенно становится слишком сложным и трудно контролируемым, попытки его принудительного упрощения могут принять самые драматические формы.

Источник